Гармоничное развитие малышей во время пребывания в дошкольной образовательной организации преимущественно обеспечивается в режимных моментах, одним из наиболее важных среди которых является прогулка — регламентированное нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 групповое пребывание на свежем воздухе, реализуемое с целью укрепления и сохранения здоровья. Ежедневная организация прогулки в детском саду по ФГОС необходима для обеспечения: комплексного закаливающего воздействия на организм малышей в природных (естественных) условиях; последовательного повышения уровня психофизической подготовленности дошкольников к неблагоприятным условиям внешней среды, в т.ч. воздействую болезнетворных бактерий; активизации подвижности, которая, в свою очередь, способствует ускорению обменных процессов, укреплению мышечной системы, улучшению аппетита, повышению внимательности; выработке значимых умений и навыков — ловкости, выносливости, целеустремленности; расширению знаний об окружающем мире, что достигается в ходе ведения трудовой, игровой, экспериментальной, исследовательской работы; развитию впечатлительности, готовности к коллективному взаимодействию, любознательности.
Организация прогулки в детском саду по ФГОС: основные требования
Ввиду того, что групповое пребывание дошкольников на свежем воздухе является важным режимным моментом, порядок организации прогулок в детском саду по ФГОС регламентируется актуальными нормативными документами государственного и локального значения, в первую очередь — СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями от 4 апреля 2014 г., утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.
Рекомендуемая продолжительность прогулок (дневной, проводимой перед обедом, и вечерней, организуемой после полуденного сна) составляет 3-4 часа в день, но установление четких временных рамок остается правом ДОУ ввиду необходимости учета установленного распорядка дня, климатических условий, групп здоровья воспитанников. Независимо от регионального компонента воспитатели обязаны:
1.Обеспечивать максимально долгое (в переделах установленных временных рамок, с перерывами на прием пищи и здоровый сон) пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период времени для достижения стойкого оздоровительного эффекта.
2.В холодное время года во избежание переохлаждения систематически заводить детей на короткий обогрев (5-7 минут) в теплое помещение (отапливаемый тамбур), проверяя состояние лица и рук воспитанников, уточняя, у кого из малышей замерзли ноги.
3.Принимать во внимание возрастной фактор: прогулки с дошкольниками младше 4 лет запрещено проводить при температуре ниже -15 градусов, с детьми возраста 5-7 лет — при падении ртутного столбика до -20 и ниже. Запретом на проведение прогулок также является достижение скорости ветра показателя в 15 м/с и более. Решение о сокращении или отмене прогулок принимает заведующий по учебно-воспитательной работе в ДОУ после фактической оценки погодных условий.
Организация и проведение прогулки в детском саду по ФГОС предусматривает необходимость осуществления систематической санитарной обработки территории ДОУ. Для реализации педагогических задач и соблюдения нормативных требований (п. 2.1. СанПиН 2.4.1.1249-03) оптимальным организационным решением является зонирование территории детского сада на групповые участки, которые должны быть должным образом озеленены и обустроены, а также обустройство общей физкультурной площадки с оборудованием для подвижных игр, гимнастическими и спортивными снарядами, беговой дорожкой с полосой препятствий, ямой для прыжков. По периметру группового участка рекомендована высадка неплодоносящего кустарника, лишенного острых веток и шипов. С целью облегчения организационных усилий педагогов на всех групповых площадках с учетом возраста воспитанников рекомендуется установить специальные заборчики для лазанья, бревно на гибких креплениях, предназначенное для тренировки равновесия, горку и другой развивающий инвентарь, который должен быть хорошо обработан и закреплен, характеризоваться максимальной безопасностью и выглядеть привлекательно. Чтобы гарантировать комфортное проведение прогулок при резкой смене погодных условий дополнительно следует установить крытые беседки, где смогут одновременно укрыться от дождя, резких порывов ветра, снегопада все дети из группы и воспитатель.
Чтобы обеспечить малышам комфортные ощущения во время активности на свежем воздухе, важно обеспечить соблюдение требований к одежде:
1. В любое время года обувь и одежда ребенка должна соответствовать актуальным погодным условиям, не сковывать свободы движений, препятствовать перегреву или переохлаждению — это важно систематически доносить до родителей.
2. При незначительных колебаниях температуры в весенне-осенний период (+3 — -3 градуса) и отсутствии сильного ветра важно проследить, чтобы на малышах было одето три слоя одежды: первый — белье, второй — колготы и водолазка, свитер, третий — гамаши или теплые брюки, утепленная куртка, непромокаемые ботинки, шапка и шарф, перчатки.
3. При установлении минусовой температуры в пределах от -4 до -10 градусов на дошкольников надевают три слоя одежды, пуховик или теплое пальто, утепленную шапку, варежки, зимние сапоги. При более низких температурах количество слоев одежды увеличивается до четырех-пяти в зависимости от ее характеристик.
4. В летнее время малыши не допускаются на прогулку без головных уборов, выполненных из дышащих материалов и обеспечивающих достаточный уровень защиты от солнца.
Не менее важным аспектом, обеспечивающим комфорт прогулочной активности для дошколят и воспитателей, является правильная организация хранения вещей в индивидуальных шкафах. Важно доносить до воспитанников и их родителей принципы размещения одежды:
-шапка и шарф, кофты и свитера, теплые штаны и колготы складываются на верхнюю полку;
-пальто, куртка или пуховик с варежками на резинке, продетой через рукава, вешается на крючок;
-обувь, поверх которой кладутся теплые носки, размещают на нижней полке.
Методика проведения прогулки в ДОУ по ФГОС
Содержательная деятельность на свежем воздухе является любимым времяпровождением дошкольников, поэтому методика проведения прогулки в ДОУ по ФГОС имеет первостепенное значение. Содержание прогулочной активности определяется согласно программе по ознакомлению малышей с окружающим миром и строится в рамках календарного планирования с учетом:
-Погодных условий. В холодное время года целесообразно начинать прогулку с подвижных игр или выполнения трудовых поручений, помогающих поддерживать оптимальную температуру тела, в дождливые дни — с малоподвижных видов деятельности, позволяющих находится под крышей (игры, рассказы, наблюдения), в жаркие дни — с экспериментов с водой.
-Предыдущих видов деятельности. Если прогулке предшествовала активная интеллектуальная работа, целесообразно предоставить дошкольникам возможности удовлетворить возрастную потребность в движении и выплеснуть эмоции во время подвижных игр. Если перед выходом на улицу дети были вовлечены в физическую или музыкальную активность, можно сразу приступить к наблюдениям, выполнению проектов, развивающим спокойным играм.